Под фразой «обкатка двигателя» подразумевают определенный его режим работы, в период которого эксплуатация мотора на полную мощность не допускается, иначе грозит ремонт блока двигателя. Можно использовать те эксплуатационные режимы, в период которых цилиндропоршневая группа не получает больших нагрузок. В инструкции эксплуатации двигателя практически всегда рекомендуют первые несколько тысяч километров использовать щадящий режим работы, желательна замена масла в автомобиле.

Как происходит процесс обкатки

Технологический процесс обкатки, с одной стороны, обозначает программируемый износ, который может быть при совместной мягкости поверхностей, а также относительно грубом производственном процессе — достаточно высоким относительно нынешних мерок параметрам зазора трущей пары до обкатки, после нее. Первоначально будет наблюдаться достаточно интенсивный износ, со временем он будет снижаться — эксплуатационное изнашивание поверхностей до самого планового ремонта, когда необходима экспресс-замена масла (в период производства двигателей типа ГАЗ-21 данный период колебался от 250 тысяч до полумиллиона километров). Значения ресурса, как можно наблюдать, что в тот период времени, что сегодня являлись бы достаточными, но этого можно достичь в первую очередь при работе мотора в нормальных условиях. Также стоит вспомнить про степень сжатия двигателей того времени. Она составляла всего 6—7 единиц при оборотах двигателя до 4 000. По современным меркам это достаточно щадящий рабочий режим.

Современные производственные технологии деталям блока не предоставят возможность «притереться» — кремниевые зерна поверхности блоков из алюминия довольно твердые для подобного процесса плюс «стираться» у подобного блока практически нечему — рабочая поверхность имеет минимальную глубину, может быть меньше 0.001 сантиметра. Кольца поршней современного типа становятся все более твердыми, узкими — в данном случае также нельзя говорить об обкатке. Старые поршневые кольца, выполненные из чугуна, с высоким профилем намного мягче современных хромированных колец из чугуна, а также азотированных колец из стали, не говоря про проекты в перспективе, когда тонкое колечко поршня упрочняется благодаря твердому нитриду титана, устойчивому к износу. Здесь просто нечему «притираться» — стенка цилиндра, кольца выполнены твердыми преднамеренно. Подобным образом дело обстоит с применением покрытия экзотического типа — никасилом. Такое покрытие в истории производства двигателей считается одним из наиболее твердых. Здесь вообще нечему обкатываться, экспресс замена масла цена которого на данный момент выросла, также не понадобится.

Дело обстоит немного иначе в случае осуществления ремонта двигателя вне заводских условий, обкатка с дальнейшей сменой моторного масла даст возможность избавиться от неизбежно попадающих в мотор нежелательных компонентов достаточно малых размеров, которые не способен удерживать фильтр для масла. Просто вместе с отработанным маслом сливается и вся грязь.